Рекомендации для
педагогов
«Организация доступной
среды для детей с нарушением функций опорно – двигательного аппарата»
Педагогу важно знать и
учитывать, что все дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в
особых условиях жизни и обучения.
1) Ребенок должен чувствовать себя
комфортно. Мы всегда должны учитывать состояние ребенка в конкретный момент
времени. Важно помнить, что первая наша задача - создать базис, на основе
которого ребенок сможет изменяться, почувствует себя лучше и будет готов
проявлять самостоятельную активность. Только после этого мы вместе с ним сможем
сделать следующий шаг в познании окружающего мира.
2) Границы возможностей ребенка должны расширяться.
Важно стимулировать все способности ребёнка и добиваться его максимально
возможной самостоятельной активности, даже если она недостаточна.
Первая глобальная задача
специалистов состоит в разработке оптимального индивидуального плана обучения
ребенка; следует обсудить все варианты с родителями и вместе с ними решить,
какая именно форма образования наилучшим образом соответствует потребностям
ребенка на каждой стадии его школьной жизни. Несомненно, во внимание
принимаются и местные условия, и расстояние до школы, и необходимость
пользоваться транспортом, и оборудованные пандусами крыльцо и лестницы и т.д.
Еще одна крайне важная деталь - особенности самого ребенка. Темперамент и
интеллектуальные способности значат не меньше, чем физические нарушения.
Например, у двоих детей с церебральным параличом средней тяжести могут быть
совершенно разные потребности. Один из них - открытый, легко сходится с другими
детьми, любые соревнования с товарищами его только вдохновляют. Другой, обладая
теми же физическими нарушениями, плохо переносит шум, возбужденную и суетливую
обстановку. Ему лучше в маленьком коллективе, где царит покой и где его будут
постоянно поощрять к действиям.
Важно отметить несколько
практико-ориентированных рекомендаций для педагогов, которые они должны
соблюдать при работе с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного
аппарата:
1) Так как у данной категории детей при
сохранном интеллекте идёт «диссоциативное» развитие психики (т.е. отмечается
неравномерность развития, когда какие-либо знания и умения ребенка могут быть
развиты больше, чем должно быть в его возрасте, и при этом другие знания и
умения недостаточно сформированы), перед началом обучения необходимо изучить
клинико-психолого-педагогический статус ребёнка.
2) У детей с ДЦП отмечается сенсорная
сверхчувствительность. Малейшее сенсорное возбуждение, если оно внезапно, может
вызвать резкое усиление спазма, поэтому: следует избегать резких внешних
воздействий; педагог должен приближаться к ребёнку со стороны лица, а если это
невозможно, нужно словесно обозначить свои действия; нельзя сажать детей с ДЦП
спиной к двери и лицом к окну. Дверь и окно должны быть сбоку.
3) Необходимо обращать внимание на
состояние эмоционально-волевой сферы ребенка и учитывать его во время занятий
(детям с церебральным параличом свойственна повышенная тревожность, ранимость,
обидчивость; например, гиперкинезы и спастика- (это состояние повышенного
мышечного тонуса. Это приводит к трудности и скованности мышц и мешает
нормальным движениям, походке и речи.), могут усиливаться от громкого голоса,
резкого звука и даже при затруднении в выполнении задания).
4) На занятиях необходимо соблюдение
двигательного режима, обязательный перерыв на физкультминутку.
5) В каждое занятие желательно включать
упражнение на пространственную и временную ориентацию (например, положи ручку
справа от тетради; найди сегодняшнюю дату на календаре и т.д.)
6) Для детей с усиленным слюнотечением
(саливацией) требуется контролирующая помощь со стороны учителя с напоминанием
проглотить слюну для формирования у ребенка устойчивой привычки - контроля за
слюнотечением.
7) Для детей, имеющих тяжелые нарушения
моторики рук(практически всегда они связаны с тяжелым нарушением речи),
необходим индивидуальный подбор заданий
в тестовой форме, позволяющий ребенку не давать развернутый речевой
ответ.
8) На занятии требуется особый речевой
режим: четкая, разборчивая речь без резкого повышения голоса, необходимое
число повторений, подчеркнутое артикулирование.
9) Так как темп деятельности у детей с
нарушениями функций опорно-двигательного аппарата замедленный, следует
увеличить время, отведённое на выполнение заданий, и категорически исключить
задания на время.
10) Ребёнку с нарушениями функций
опорно-двигательного аппарата необходима сопровождающая помощь дефектолога,
специального психолога и логопеда.
Дифференцированный
и индивидуальный подход, а также создание благоприятных условий обучения,
учитывающих индивидуальные типологические и специфические особенности детей с
нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, поможет ребёнку лучше
усваивать программу.
👍
ОтветитьУдалить