29 августа 2021 г.

Картотека игр на развитие психических процессов для детей

                                                             

 МЛАДШАЯ ГРУППА

Игра -  упражнение «Автомобиль»

(Игры и упражнения на развитие восприятия пространства)

Цель: развивать пространственное восприятие;  умение произносить отдельные звукоподражания громко, тихо, формировать правильное произношение [б], [бь].

Материалы:  картонные рули (по количеству детей), большая и маленькая машинки. 

Ход: Педагог показывает машинки и спрашивает, как они гудят (ответы детей: «би-и,би-и»). Затем показывает большую машину и говорит: «Большая машина гудит громко, послушайте, как (произносит звукоподражание чуть громче обычного) «би-и,би-и», а маленькая гудит тихо (произносит вполголоса) «би-и,би-и». Детям предлагается повторить звукосочетание то громко, то тихо. Потом педагог предлагает детям самим покататься на машинах.  Дети, изображая шоферов бегают, по группе с рулем в руках врассыпную, произнося: «би-и,би-и».

Упражнение «Сложи картинку»

    (Игры и упражнения на развитие восприятия пространства)

Цель: развивать пространственные отношения, связную речь.

Материал: картинки - лейка, ракета, машина, разрезанные на две части.

Ход: предлагается детям по образцу сложить изображение из двух частей. Если у кого-то из детей возникают затруднения, то воспитатель показывает, как нужно сложить картинку, потом складывает ее вместе с ребенком, а затем предлагает сложить самостоятельно. После того как все дети сложили картинки, воспитатель спрашивает, что собрал каждый из детей.


Дидактическая игра «Какой игрушки не хватает?»

(Игры и упражнения на развитие зрительной памяти)

Цель: развивать зрительную память, умение называть игрушку, которой не хватает.

Материал: игрушки 4-5 штук.

Ход: Педагог ставит перед ребёнком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем просит  ребёнка отвернуться и убирает одну игрушку.

- Какой игрушки не хватает?

Игру можно усложнить:

Увеличить количество игрушек;

Ничего не убирать, а только менять игрушки местами.

Игра «Соберем бусы для мамы»

(Игра  на развитие зрительных, слуховых, тактильных ощущений)

Цель: формировать умения нанизывать на шнуровку бусы, воспитывать аккуратность, терпение, внимание, умение обследовать одновременно рукой и глазами - зрительным и осязательным способом.

Материал: 4-5 крупных бусинок шнурок с твердым концом.

Ход игры:  Педагог предлагает собрать для мамы бусинки, показывает, как это делать. Дети повторяют, у кого не получается - педагог помогает им

 СРЕДНЯЯ ГРУППА

Игра «Угадай кто это»

(Игры и упражнения на развитие внимания)

Цель: Воспитывать слуховое внимание.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голос заранее условленным образом: «ку-ка-ре-ку» «гав - гав», «мяу». Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, то становится в круг.

 

Упражнение «Подбери пару»

(Игры на развития мышления)

Цель: развивать логическое мышление, учить классифицировать предметы по различным основаниям.

Материал: чайник, шапка, лист бумаги, чашка, шарф, карандаш.

Ход: На столе перед детьми лежат 6 предметов. Педагог просит подумать и для каждого предмета найти пару. Например, просит найти пару к чайнику. Ребенок берет чашку и говорит: «В чашку наливают чай из чайника». Если ребенок затрудняется с ответом, ему помогают другие дети или педагог.

Игра «Обезьянки»

Цель: развитие зрительной памяти

Ход игры: Ведущий предлагает детям: «давайте мы с вами сегодня превратимся в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все что видят». Ведущий на глазах складывает конструкцию, предлагая запомнить и точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.

 Игра «День рождение куклы»

Цель: развитие зрительной и слуховой памяти.

Ход игры: Взрослый сообщает, что у куклы наступил день рождения и скоро придут гости поздравить именинницу. А как зовут гостей, они узнают позже. Взрослый достает 4-5 игрушек и называет их имена. Затем все гости усаживаются за стол, и начинается чаепитие. Ребенок должен всех угощать чаем, обращаясь по имени. Игру можно изменять, приглашая к кукле разных гостей и называя их разными именами. Количество гостей постепенно увеличивается.

 СТАРШАЯ ГРУППА

Игра «Составление предложений»

(Мышление)

Цель: развивать способность быстро устанавливать разнообразные, иногда неожиданные связи между знакомыми предметами; создавать новые образы из отдельных элементов.

Игровое задание. Составить как можно больше предложений, обязательно используя названные педагогом три слова, не связанные друг с другом по смыслу (например, озеро, карандаш, медведь). Падеж слов можно менять, в предложениях могут использоваться и другие слова.  Ответы могут быть стандартными («Медведь утопил в озере карандаш»); сложными с выходом за пределы 1 ситуации, обозначенной тремя словами, и с введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»); и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

Игра «Пара слов»

(На развитие памяти)

Цель: развитие смысловой памяти

Предложите ребенку запомнить несколько слов (начать можно с 5-6 слов). Предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например: кошка - молоко, мальчик - машина. Попросите ребенка запомнить вторые слова. Затем называете первое слово, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными связями.


Игра «Прятки с игрушками»

Цель: развитие у детей устойчивости внимания.

Описание игры: Взрослый ставит на стол несколько новых игрушек, подзывает к себе троих детей и предлагает им по очереди выбрать игрушку, которая больше всего нравится. Дети должны внимательно рассмотреть свои игрушки. Затем дети встают лицом к стене и закрывают глаза. Пока дети стоят с закрытыми глазами, взрослый прячет каждую из игрушек в какое-нибудь заметное место. Игрушка должна находиться среди других знакомых детям предметов (кукла среди кукол, машина среди машинок). Остальным детям сообщается, что они не должны раскрывать секрета, где прячутся игрушки. Каждый водящий должен сам найти свою игрушку. «Пора», — говорят хором взрослый и дети, и водящие начинают искать. Когда они возвратятся с игрушками, взрослый спрашивает остальных детей: «Кто первый нашел игрушку? Он свою игрушку нашел? ». Победителю даётся какой-нибудь приз. Игра повторяется сначала, причем теперь игрушки прячут сами дети.

Правила игры:

1. Искать только ту игрушку, которую выбрал, не отвлекаясь на другие.

2. Не подсказывать водящим. Нарушителя не выберут искать игрушки.

3. Когда прячут игрушки, нельзя открывать глаза.


Игра «Вспомни и нарисуй»

Цель: развитие внимания

Ход игры: На листе бумаги нарисовать восемь кругов разного диаметра и цвета. Дети смотрят на картинку в течение 1 мин. Потом взрослый собирает листы с нарисованными кругами и даёт детям чистые листы. Дети должны вспомнить, нарисовать и раскрасить круги.

Игра «Пары картинок»

Цель: развитие смысловой памяти

Приготовьте 7-8 картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их попарно перед ребенком. Картинка, на которой нарисовано дерево, кладется рядом с изображением леса. Предложите ребенку внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить. Через 1-2 мин. Уберите картинки с правого ряда. Попросите ребенка, чтобы он, глядя на оставшиеся картинки назвал те, которые убраны.

 ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

«Бубен, колокольчик, дудочка»

Цель: развитие активного внимания, умения соотносить свои действия со звучанием нескольких разных инструментов.

Дидактический материал: бубен, колокольчик, дудочка.

Описание задания. Во время звучания бубна ребенок должен ходить по кругу в одном направлении, во время звучания колокольчика – бегать по кругу в противоположном направлении, а во время звучания дудочки – стоять на месте.

«Узор»

Цель: развитие слухового внимания.

Дидактический материал: тетрадный лист в клеточку, карандаш.

Описание задания. Ребенок под диктовку воспитателя рисует узор.

Вариант задания. Две клеточки вверх, две клеточки вправо, две клеточки вниз, две клеточки вправо, две клеточки вверх и так до конца строчки.

«Погода»

Цель: развитие умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно показанной картинке.

Дидактический материал: картинки с изображением солнышка, тучки и дождика, зонт.

Описание задания. Воспитатель: «Сейчас ты пойдешь гулять. Дождя нет, погода хорошая, светит солнышко (показывает картинку с изображением солнышка) Можешь собирать ягоды. Но вдруг погода может испортиться. Пойдет дождь. Ты должен сразу, как увидишь картинку с тучкой, прибежать ко мне и спрятаться под зонтик, который я буду держать». Упражнение выполнить 5 – 6 раз.

 «Запомни картинки»


Цель: развитие зрительной памяти.

Дидактический материал: пять картинок с изображениями знакомых предметов: стула, куклы, яблока, кастрюли, тарелки.

Описание задания. Ребенок рассматривает пять картинок и запоминает, что на них нарисовано. Затем картинки переворачивают. Воспитатель показывает на перевернутую картинку, а ребенок должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на ней.

«Спрячь игрушки»

Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания.

Дидактический материал: три игрушки.

Описание задания. Воспитатель просит ребенка спрятать три игрушки. При этом ставит ребенку условие, что на следующий день он должен будет вспомнить, куда положил игрушки и найти их.

5 комментариев:

  1. Спасибо. Все доступно и интересно.

    ОтветитьУдалить
  2. Прекрасные игры на развитие психических процессов, обязательно использую в работе! Спасибо, Марта Атаджановна.

    ОтветитьУдалить
  3. Отличное пособие для педагогов.

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо! Обязательно буду использовать в своей работе

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо, полезно, будем использовать

    ОтветитьУдалить

Дети

Наши ДЕТИ

  Не жалейте время на детей, Разглядите взрослых в них людей, Перестаньте ссориться и злиться, Попытайтесь с ними подружиться. Поста...