Зачем нужно читать детям
книги?
Дети имеют огромную
потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития
ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет
читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы
или папы найдется для них время. Чтобы
ребенок рос психически здоровым, ему необходимо полноценное общение с
родителями, личностное общение, когда внимание уделяется ему полностью и
совместное чтение дает такую возможность.
Десять «почему» детям необходимо читать.
1. Благодаря чтению развивается РЕЧЬ
ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького
человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
2. Чтение развивает МЫШЛЕНИЕ.
Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты
своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь
одного явления с другим.
3. Работа
с книгой стимулирует ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, позволяет работать
фантазии и учит детей мыслить образами.
4. Чтение развивает
познавательные интересы и расширяет КРУГОЗОР. Из книг и периодики
ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике,
истории и обо всем, что его интересует.
5. Книги помогают ребенку
ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ. Для чувства собственного достоинства очень важно знать,
что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
6. Книги помогают детям ПОНЯТЬ
ДРУГИХ. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох,
и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются
от предрассудков.
7. Хорошую детскую книжку
можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует
ДУХОВНОМУ ОБЩЕНИЮ родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости,
доверительности. Книга объединяет поколения.
8. Книги - ПОМОЩНИКИ
РОДИТЕЛЕЙ в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют
размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают
научиться входить в положение других людей.
9. Книги придают СИЛЫ И
ВДОХНОВЕНИЕ. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых
смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают
выход из трудного положения.
10. Чтение - самое ДОСТУПНОЕ И
ПОЛЕЗНОЕ для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Книгу
можно брать с собой, куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей
не нужна электросеть.
Книга – это средство отреагирования (разрядки) переживаний,
болезненных или пугающих ребенка, с которыми не всегда есть возможность совладать
в привычной ситуации. Ребенок совместно с героем переживает его неудачи и
победы, преодолевает страхи и трудности на пути к поставленной цели. Тем самым
освобождаясь от своих собственных страхов и негативных переживаний. Именно
поэтому ребенок может много раз перечитывать какой-то сюжет или книгу
целиком, если это созвучно его жизненной ситуации. Ребенок еще и еще раз
переживает то, с чем он пока не может справиться в реальности.
Следуйте правилам:
1. Читайте вслух с ребенком не менее
10-15 минут в день.
2. Перед чтением уберите со стола
отвлекающие предметы, проветрите комнату.
3. Если ребенок устал, проведите
физкультминутку.
4. Во время чтения книги выясняйте
значения трудных слов, рассматривайте иллюстрации.
5. Беседуйте о прочитанном: о том,
чему учит книга, что нового ребенок узнал.
6. Предложите ребенку нарисовать
картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.
7. Предлагайте ребенку для
самостоятельного чтения специальную литературу из серии «Читаем сами».
В современном мире
меняется роль книги в жизни ребенка. Если еще до недавнего времени книга была
учебником жизни, то сейчас книга – это источник информации.
Современные дети живут в
совершенно ином информационном
пространстве по сравнению с предыдущим поколением.
Хотя увеличился
объем воспринимаемой информации, но в процентном соотношении
уменьшилось количество книг, посвященных морально - нравственным проблемам.
Многим социальным аспектам реальности не дается однозначной оценки и у детей не
всегда адекватно формируются представления о том, что такое хорошо и что такое
плохо. Поэтому возрастает роль совместного обсуждения прочитанного с ребенком.
Спасибо. Очень полезная информация. Какие книги посоветуете для детей 6-7 лет?
ОтветитьУдалитьСпасибо Вам большое за вопрос! Лучше подбирать книги с небольшими главками. Если они слишком большие, стоит самостоятельно разделить их на части. «Дробное» чтение помогает не просто лучше запомнить прочитанное, но и стимулирует ребенка к самостоятельному чтению. Для поддержания любопытства стоит останавливаться, обрывая текст на самом интересном месте. Часто ребенок, видя, как мама пошла готовить еду, сам пытается узнать – а что там будет дальше? А список книг, это будет тема следующей публикации)
УдалитьХорошая публикация, возьмём на заметку)!!!
ОтветитьУдалитьОчень актуальная и нужная тема. Спасибо!
ОтветитьУдалитьИнтересная и полезная информация
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте. Очень информативно. Подскажите пожалуйста что делать, если ребенок отказывается от чтения. Не слушает? Не проявляет интерес?
ОтветитьУдалитьЧасто можно слышать от родителей сетования на то, что ребенок не хочет читать книги, и чем ближе поступление в школу, тем острее встает проблема детского чтения.
УдалитьПодобные ситуации довольно часто происходят с детьми старшего дошкольного возраста. Однако причины отказа ребенка от чтения могут быть разные. Не хочет читать, потому что ему трудно или потому что отсутствует интерес к книге как таковой и он не осознает ценности чтения книг.
Если ребенок не очень любит слушать чтение или быстро теряет интерес к книге, то упрощайте текст, делайте выразительные паузы, остановки на самом интересном моменте. Можно читать маленькими отрывками, насколько хватает внимания малыша. Обязательно показывайте иллюстрации. Приучение детей к чтению потребует времени и усилий. Никто за родителей этого не сделает.