28 августа 2021 г.

«Организация доступной среды для детей с нарушением зрения»


Рекомендации для педагогов

«Организация доступной среды для детей 

с нарушением зрения»

Более миллиона детей в России имеют проблемы со зрением и различные заболевания глаз. При работе с детьми с нарушениями зрения, педагогам необходимо учитывать остроту зрения.

    Для ознакомления предлагается краткое описание некоторых, наиболее часто встречающихся у детей заболеваний органов зрения и трудностей, возникающих у ребенка в связи с этим.

Миопия (близорукость) - дефект зрения, при котором человек плохо видит отдаленные предметы.

Близорукие дети испытывают затруднения в восприятии написанного на доске. Для них характерно диффузное (расплывчатое) восприятие предметов в пространстве. Они быстро утомляются, читают, пишут, рассматривают предметы с низко наклоненной головой.

Гиперметропия (дальнозоркость) - дефект зрения, при котором человек плохо видит вблизи.

У дальнозорких детей сужено поле обзора, поэтому им приходится рассматривать картинки и предметы особенно большого размера по частям, им нужно больше времени, чтобы сформировать целостный образ объекта.

Астигматизм - заболевание, при котором нет отчетливого изображения предмета, при этом нарушена: форма, величина, размеры.  Исправляется с помощью оптической коррекции (очки).

Детям, страдающим астигматизмом, трудно соединять элементы букв, линии в чертежах и рисунках, они часто роняют ручки и другие школьные принадлежности, так как не видят четко границы парты и других плоскостей.

Косоглазие - заболевание, характеризующееся отклонением  глаз от совместной точки фиксации и  нарушением глазодвигательных функций. Так же косоглазие характеризуется нарушением бинокулярного зрения - это одинаковое видение двумя глазами, при котором изображение предметов воспринимаются левым и правым глазом, сливаются воедино. При нарушении бинокулярного зрения  возникают трудности в ровном написании букв, цифр, рисовании по контуру, чтении, попадании предметом в цель. У детей с косоглазием снижен зрительный контроль, может возникать двоение изображения отсюда ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.

Нистагм - спонтанное колебание движения глаз. При нистагме возникают трудности в длительной работе с предметом на близком расстоянии, чтении, письме.

Слабовидение - значительное снижение остроты зрения, при которой видение предметов или очертаний предметов  в пределах от двух до пяти метров в очках. У слабовидящих трудности с ориентировкой в макро- (помещение, улица) и микро - (лист бумаги) пространстве.

    Для всех детей данной категории (нарушение зрение ) характерна малая двигательная активность, ограниченные возможности практической микро- и макроориентировки, отмечаются затруднения в словесных обозначениях пространственных отношений, в выделении объемных предметов, определении расстояния и удаленности предметов. Восприятие пространства и пространственных отношений носит диффузный, нерасчлененный характер.

Рекомендации для педагогов по обучению детей  с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования.

1) Ознакомиться с заключением врача-офтальмолога о состоянии зрения ребенка, испытывающего трудности. Далеко не всем детям  рекомендуются очки для постоянного ношения, а некоторые дети, испытывают чувство стеснения, не надевают их в окружении сверстников.

2) Педагогу, работающему с таким ребенком, рекоменду­ется не стоять в помещении против света, на фоне окна. В одежде педагогу рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются ребенком, име­ющим зрительные нарушения.

3) В связи с тем, что темп работы детей со зрительными нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения заданий (особенно письменных). Некоторые нарушения зрения осложняют выработку навыка красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку ребенка. Педагогу-психологу ре­комендуются занятия с таким ребенком, направленные на развитие навыков письма и черчения по трафарету, навыков штриховки, ориентировки в микропространс­тве (на листе бумаги), развитие зрительного воспри­ятия, внимания, памяти.

4) Рекомендуется смена видов деятельности с использова­нием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика), включение в учебно-воспита­тельный процесс динамических пауз, которые являются своеобразным отдыхом для глаз.

5) Педагог должен говорить более медленно, ставить воп­росы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осоз­нать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать 1-2 мин на обдумывание.

6) При проведении занятий с детьми, имеющими наруше­ние зрения, создаются условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, раз­мещения на фоне других объектов, удаленности.

7) Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естес­твенным размерам, т.е. машина должна быть меньше дома, помидор - меньше кочана капусты и т. п.

8) Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.

9) При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания.

10) При анализе детских работ рекомендуется не располагать на доске все работы одновременно, а показывать их с учетом возраста детей: дети младшего дошкольного: возраста - 2-3 объекта, старшего дошкольного - 4-1 объектов, младшего школьного - 6-7 объектов.

11) Следует чаше использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме (обводят его контур, часть), на занятиях по родному языку использовать дополнитель­ный материал: контур, силуэт, рисунок, мелкие кар­тинки, игрушки, индивидуальные картинки для детей с низкой остротой зрения.

12) На индивидуальных занятиях детей учат последова­тельно называть картинки, выкладывать их в ряд слева направо, а переходя на нижний ряд, возвращать взгляд на первую картинку слева.

13) Поскольку у детей с нарушением зрения преобладает последовательный способ зрительного восприятия, т: время на экспозицию предлагаемого материала увели­чивается минимум в два раза (по сравнению с нормой).

14) При предъявлении материала, связанного с его осяза­тельным обследованием, время также увеличивается в 2-3 раза по сравнению с выполнением задания на ос­нове зрения.

15) Трудности координации движения, несогласованность движений руки и глаза при нарушениях зрения замед­ляют темп выполнения заданий, связанных с предметно-практической деятельностью, поэтому при выполнении графических заданий должна оцениваться не точность, а правильность выполнения задания.

    Использование данных рекомендаций в образовательной деятельности поможет педагогам организовать эффективный процесс обучения слабовидящего ребенка.


5 комментариев:

  1. Анонимный28.08.2021, 14:33

    Интересно,и полезно знать такую информацию! спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Полина30.08.2021, 19:52

    с вашими советами ребёнок действительно легче концентрируется на материале, и занятие перестало иметь поточнее характер... благодарю вас за советы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Полина30.08.2021, 19:53

      пыточный)

      Удалить
    2. Спасибо Вам за вашу обратную связь. Рада, что моя информация Вам помогла.

      Удалить
  3. Полезная информация, спасибо👍

    ОтветитьУдалить

Дети

Наши ДЕТИ

  Не жалейте время на детей, Разглядите взрослых в них людей, Перестаньте ссориться и злиться, Попытайтесь с ними подружиться. Поста...