Рекомендации для педагогов
«Организация доступной среды для детей
с нарушением зрения»
Более миллиона детей в России имеют проблемы со зрением и различные
заболевания глаз. При работе с детьми с нарушениями зрения, педагогам
необходимо учитывать остроту зрения.
Для ознакомления предлагается краткое описание некоторых, наиболее часто
встречающихся у детей заболеваний органов зрения и трудностей, возникающих у
ребенка в связи с этим.
Миопия (близорукость) - дефект зрения, при котором
человек плохо видит отдаленные предметы.
Близорукие дети испытывают затруднения в восприятии написанного на доске.
Для них характерно диффузное (расплывчатое) восприятие предметов в
пространстве. Они быстро утомляются, читают, пишут, рассматривают предметы с
низко наклоненной головой.
Гиперметропия (дальнозоркость) - дефект зрения, при котором человек плохо видит
вблизи.
У дальнозорких детей сужено поле обзора, поэтому им приходится
рассматривать картинки и предметы особенно большого размера по частям, им
нужно больше времени, чтобы сформировать целостный образ объекта.
Астигматизм - заболевание, при
котором нет отчетливого изображения предмета, при этом нарушена: форма,
величина, размеры. Исправляется с помощью оптической коррекции
(очки).
Детям, страдающим астигматизмом, трудно соединять элементы букв, линии в
чертежах и рисунках, они часто роняют ручки и другие школьные принадлежности,
так как не видят четко границы парты и других плоскостей.
Косоглазие - заболевание,
характеризующееся отклонением глаз от совместной точки фиксации
и нарушением глазодвигательных функций. Так же косоглазие
характеризуется нарушением бинокулярного зрения - это одинаковое
видение двумя глазами, при котором изображение предметов воспринимаются левым и
правым глазом, сливаются воедино. При нарушении бинокулярного
зрения возникают трудности в ровном написании букв, цифр, рисовании
по контуру, чтении, попадании предметом в цель. У детей с косоглазием снижен
зрительный контроль, может возникать двоение изображения отсюда ошибки
выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.
Нистагм - спонтанное колебание движения глаз. При
нистагме возникают трудности в длительной работе с предметом на близком
расстоянии, чтении, письме.
Слабовидение - значительное
снижение остроты зрения, при которой видение предметов или очертаний
предметов в пределах от двух до пяти метров в очках. У слабовидящих
трудности с ориентировкой в макро- (помещение, улица) и микро - (лист бумаги)
пространстве.
Для всех детей данной категории (нарушение зрение ) характерна
малая двигательная активность, ограниченные возможности практической микро- и
макроориентировки, отмечаются затруднения в словесных обозначениях
пространственных отношений, в выделении объемных предметов, определении
расстояния и удаленности предметов. Восприятие пространства и пространственных
отношений носит диффузный, нерасчлененный характер.
Рекомендации для педагогов
по обучению детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного
образования.
1) Ознакомиться с заключением
врача-офтальмолога о состоянии зрения ребенка, испытывающего трудности. Далеко
не всем детям рекомендуются очки для
постоянного ношения, а некоторые дети, испытывают чувство стеснения, не
надевают их в окружении сверстников.
2) Педагогу, работающему с таким
ребенком, рекомендуется не стоять в помещении против света, на фоне окна. В
одежде педагогу рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше
воспринимаются ребенком, имеющим зрительные нарушения.
3) В связи с тем, что темп работы
детей со зрительными нарушениями замедлен, следует давать больше времени для
выполнения заданий (особенно письменных). Некоторые нарушения зрения осложняют
выработку навыка красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку
ребенка. Педагогу-психологу рекомендуются занятия с таким ребенком,
направленные на развитие навыков письма и черчения по трафарету, навыков
штриховки, ориентировки в микропространстве (на листе бумаги), развитие
зрительного восприятия, внимания, памяти.
4) Рекомендуется смена видов
деятельности с использованием упражнений для снятия зрительного утомления
(зрительная гимнастика), включение в учебно-воспитательный процесс
динамических пауз, которые являются своеобразным отдыхом для глаз.
5) Педагог должен говорить более
медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать
их, вдуматься в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать 1-2 мин на
обдумывание.
6) При проведении занятий с детьми,
имеющими нарушение зрения, создаются условия для лучшего зрительного
восприятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на фоне других
объектов, удаленности.
7) Материал должен быть крупный,
хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естественным
размерам, т.е. машина должна быть меньше дома, помидор - меньше кочана капусты
и т. п.
8) Размещать объекты на доске нужно
так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по
отдельности.
9) При знакомстве с объектом
рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как детям с нарушением зрения
требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного
восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания.
10) При анализе детских работ
рекомендуется не располагать на доске все работы одновременно, а показывать их
с учетом возраста детей: дети младшего дошкольного: возраста - 2-3 объекта,
старшего дошкольного - 4-1 объектов, младшего школьного - 6-7 объектов.
11) Следует чаше использовать указки
для прослеживания объекта в полном объеме (обводят его контур, часть), на
занятиях по родному языку использовать дополнительный материал: контур,
силуэт, рисунок, мелкие картинки, игрушки, индивидуальные картинки для детей с
низкой остротой зрения.
12) На индивидуальных занятиях детей
учат последовательно называть картинки, выкладывать их в ряд слева направо, а
переходя на нижний ряд, возвращать взгляд на первую картинку слева.
13) Поскольку у детей с нарушением
зрения преобладает последовательный способ зрительного восприятия, т: время на
экспозицию предлагаемого материала увеличивается минимум в два раза (по
сравнению с нормой).
14) При предъявлении материала,
связанного с его осязательным обследованием, время также увеличивается в 2-3
раза по сравнению с выполнением задания на основе зрения.
15) Трудности координации движения,
несогласованность движений руки и глаза при нарушениях зрения замедляют темп
выполнения заданий, связанных с предметно-практической деятельностью, поэтому
при выполнении графических заданий должна оцениваться не точность, а
правильность выполнения задания.
Использование данных рекомендаций в
образовательной деятельности поможет педагогам организовать эффективный процесс
обучения слабовидящего ребенка.
Интересно,и полезно знать такую информацию! спасибо!
ОтветитьУдалитьс вашими советами ребёнок действительно легче концентрируется на материале, и занятие перестало иметь поточнее характер... благодарю вас за советы!
ОтветитьУдалитьпыточный)
УдалитьСпасибо Вам за вашу обратную связь. Рада, что моя информация Вам помогла.
УдалитьПолезная информация, спасибо👍
ОтветитьУдалить